logo
Иван Носов родился в республике САХА (Якутия), вырос в городе Киров (областной). Женат, имеет дочь. Автор сайта «Русские в Турции». Спикер популярных российских радиостанций и телеканалов.
Дешевый Роман Вячеслав Прах

Рецензия на «Дешевый роман». Автор: писатель Вячеслав Прах.

Второй раз я взялся прочесть книгу Вячеслава Праха. На этот раз «Дешевый роман». У меня остались крайне негативные впечатления от прочтения произведения «Кофейня», но я решил дать автору второй шанс. Может быть, в прошлый раз я недостаточно оценил глубину творчества Вячеслава? Может быть, я был к нему предвзят?

Я честно купил электронную версию «Дешевого романа», чтобы, если уж произведение мне не понравится, по крайней мере автор получил свои роялти от моего прочтения. Долго не решался открыть произведение, но, наконец, собрался и начал читать:

Я умер. Да, я не вечен, как и всё в этом мире. В вашем мире. Я иду по дороге, ведущей к моему дому, я его построил своими руками, этими же руками я укачивал тех, кто сейчас в этом доме спит. Я иду тем путем, которым мы привыкли ходить. Странная вещь – привычка, для человека, который не чувствует больше дождя. Я и есть дождь. Но я не ощущаю себя. Я иду дорогой, которая давно уже не моя, по старой памяти я открываю ворота. Они не услышат этот скрип. И мои шаги исчезнут, когда закончится дождь.
Я смотрю на окна, в которых темно, там нет больше меня. Там нет больше света дневного, и если я – ночь, то в этом мире нет больше дня.

А потом вокруг наступила темнота. Сначала я решил, что слишком глубоко погрузился в реальность книги. Так сказать, утонул в ней. А потом осознал: ничего подобного – у меня просто лопнули глаза! Лопнули. Глаза. Карл. От того кромешного ужаса, которым в очередной раз закидал меня автор.

Скрипя сердцем (а, может, и не только им) я таки дочитал «Дешевый роман» до конца. Скажу одно: в этом случае название подобрано очень правильно… Сюжет (если поток информации, раскиданный по страницам, вообще можно назвать сюжетом) не проработан. Предложения написаны «сладко», как подобает статусам во «Вконтакте», но без какого-либо намека на реализм, на то, как оно есть в реальной жизни.

Предисловие:

– Алло. Юлия? Простите, что вас потревожили среди ночи.
– Слушаю вас.
Медсестра тихо откашлялась.
– Ваш муж умер четыре минуты назад. Примите мои соболезнования… Вам нужно приехать…

4 минуты? У нее что, записан телефон всех пациентов больницы? Да жене могли позвонить только утром! Или хотя бы через 40 минут. Пока оформят факт смерти. Пока направят тело на вскрытие. Пока найдут телефон…

Первая глава:

«Она бежала к своему холодному мужу, ей и вправду казалось, что он холодный…
Я не узнаю тебя больше, мой свет. У меня есть фотографии твои – живые, теплые еще. Но если бы тебя сфотографировали сейчас и показали мне, я бы тебя не признала. Я не чувствую энергетики рядом с тобой и весь дом пропах моими духами, чтобы хоть как-то затмить тот запах, тобою оставленный запах – вчерашнего дня. Тебя нет с нами сегодня, не делай мне больно. Где ты сейчас? Кем ты стал или чем? В чем теперь смысл твоей жизни, если ты обрел для себя новую форму существования?

О чем ты, б..ть?! В чем смысл твоей жизни?! Типа чувак умер, скотина, и не сможет больше «жить ради нее»?! Что за эгоизм? Или это: «ты обрел для себя новую форму существования»… – автор хоть представляет, что чувствует человек, потерявший близкого? Насколько это больно? Стоя перед фактом такой утраты, ты в последнюю очередь будешь думать, в кого переродился (и переродился ли) близкий тебе человек… Что за ужас? Или, если речь не о физическом перерождении, а о том, что умерший «стал ангелом» (читай: теперь на небесах), все равно это как-то мало согласуется с настоящим мучительным горем, болью утраты.

Вот в этом и кроется самая главная проблема самиздата (а мы помним, что г-н Прах вошел в литературу через самиздатовскую площадку Ридеро): у каждого появляется шанс выкинуть свою книгу на рынок. Выкинуть ее на рынок не вовремя. Слишком рано. Когда она еще толком не проработана. Когда над ней еще «пахать и пахать». Помню, учась в классе шестом, я очень увлекался поэзией. Писал стихи, некоторые из которых периодически появлялись в городских изданиях. И в какой-то момент я даже замахнулся на роман в стихах. Писал его около месяца. И понес к редактору одной из детско-юношеских изданий… Наверное, в тот день у нее было не самое лучшее настроение. Потому что она разнесла меня в пух и прах. Мой «роман» был разобран ею буквально по строчкам и я не совру, если скажу, что, покинув редакцию поздним вечером, я был раздавлен. Но это был ценный урок: не все то, что лично тебе кажется «шедевром», таким на самом деле является. И слава богу, тогда было невозможно издать книгу самостоятельно. Я был вынужден идти к редактору, которая поставила меня на место… Потому что в противном случае, я бы просто выкинул книгу на «Литрес» и, в дальнейшем, все негативные отзывы списывал на «зависть» и «узколобость» читателей… Так вот, к чему я это все?

Вячеслав Прах – молодец. Но если он хочет стать настоящим писателем, ему следует тщательно поработать над своим творчеством, стилем и пр. Да, некоторым людям его произведения нравятся. Но, знаете ли, героин тоже кому-то нравится. Только это не делает его лекарством. И факт некоторой популярности странных романов Вячеслава Праха «на автомате» не превращает их в настоящую литературу.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Иван Носов

Иван Носов родился в республике САХА (Якутия), вырос в городе Киров (областной). Женат, имеет дочь. Автор сайта «Русские в Турции». Спикер популярных российских радиостанций и телеканалов. Автор романа «Исповедь серийного убийцы» – первого современного российского детектива, действие которого разворачивается в декорациях туристической Турции.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: